Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала перед ним со всеми своими контрастами и кричащими противоречиями. Многое ему показалось страшным и непонятным. «…Петербург, не знаю почему, - писал он, - для меня всегда казался какою-то тайною». И в эту тайну ему хотелось проникнуть, понять, как и чем живут жители громадного города, и в первую очередь обитатели нищих кварталов. Все чаще задумывался Достоевский над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникало страстное желание рассказать об их жизни.
Некоторое время вместе с ним на одной квартире жил начинающий врач А.Е. Ризенкампф, клиентура которого состояла преимущественно из бедняков. Федор Михайлович любил беседовать с ними об их судьбе и многое записывал. «Принявшись за описание быта бедных людей, - говорил он, - я рад случаю поближе познакомиться с пролетариатом столицы». И в его сознании постепенно стал вырисовываться замысел произведения о бедных людях. «И замерещилась мне тогда… история, - писал Достоевский, - в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, нравственное и преданное начальству, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная, и глубоко разорвала мне сердце вся их история».
Почти год работал Достоевский над романом, который назвал «Бедные люди» (1846). По совету своего приятеля Д.В. Григоровича он познакомил со своим произведением Н.А. Некрасова, а потом В.Г. Белинского. Прочитав роман, Белинский пригласил к себе молодого писателя и, как вспоминал позднее Достоевский, с первых минут «заговорил пламенно, с горящими глазами: «Да вы понимаете ль сами-то, - повторял он мне несколько раз и вскрикивая по своему обыкновению, - что это вы такое написали!» «Это была, - говорил писатель много лет спустя, - самая восхитительная минута во всей моей жизни».
Роман «Бедные люди» был напечатан в «Петербургском сборнике». Его появление сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики, которая увидела в молодом писателе продолжателя традиции Гоголя. Как и его великий предшественник, Достоевский главное внимание в своем произведении уделил изображению социальных противоречий жизни Петербурга и выразил свое горячее сочувствие бедным людям. Вместе с тем уже в романе «Бедные люди» отчетливо проявились самобытные черты таланта Достоевского. В отличие от Гоголя, он рисует более сложные как с бытовой, так и с психологической точки зрения характеры. Внутренний мир его героев значительно богаче, они пытаются понять и осмыслить окружающий мир и найти выход из своего трагического положения, хотя, как правило, не находят его.
Роман «Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвященных жизни различных слоев населения Петербурга. Одну за другой пишет он повести «Двойник», «Роман в девяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, наконец, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о мечтателях предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью у слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточных сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний. «…В характерах, жадных деятельности… - писал Достоевский, - но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода - мечтателем». Реальная жизнь страшит мечтателя, она производит на него «впечатление тяжелое, враждебное», и «он спешит забиться в свой заветный, золотой уголок, который на самом деле часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться толпы, чуждаться общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нем притупляться талант действительной жизни. Ему... начинает казаться, что наслаждения, доставляемые его своевольной фантазиею, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».
Достоевский понимал социальную сущность происхождения мечтательности и не стремился оправдать ее. Сочувственно рисуя героя-мечтателя, писатель одновременно осуждал его оторванность от жизни и показывал, что при столкновении его мечтаний с действительностью от них ничего не оставалось.
Наиболее полно образ мечтателя Достоевский раскрыл в одной из самых своих поэтических повестей «Белые ночи», герой которой попытался уйти от действительности, забыться, погрузиться в вымышленный им самим мир.
Мечтания героя повести — это не что иное, как реакция на однообразную и пошлую жизнь, которая его окружала. Герой «Белых ночей» не способен к активному протесту и поэтому уходит в фантастический мир, который создал своим воображением. Он живет вне времени и пространства. У него нет даже биографии, и, когда Настенька попросила его рассказать свою историю, ему нечего сказать. «Историю! - закричал он, испугавшись, — историю! Но кто вам сказал, что у меня есть моя история? у меня нет истории...» Вся его жизнь — это цепь бесконечных грез и мечтаний. Он даже справлял «годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало...».
Герой повести понимает, что рано или поздно наступит время, и ему придется столкнуться с реальным миром, и что жизнь сокрушит его призрачное счастье. Он понимает, что фантазия бессильна перед реальностью, и говорит: «Как уныла и до пошлости однообразна пугливая фантазия, раба тени, идеи, раба первого облака...» Герой «Белых ночей» тянется к жизни, откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний, чувств. Он готов теперь уже отказаться от несбыточных фантастических грез и удовлетвориться маленьким счастьем. Но счастья не получилось. Настенька ушла из его жизни так же внезапно, как и появилась. Герой не смог удержать ее.
Мечтатель «Белых ночей» потерпел поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве за свое крошечное счастье. По мысли Достоевского, окружающая жизнь, страшная и огромная, полная кошмарных противоречий, формирует тип мечтателя, который, хотя и видит в существующей жизни только зло, только пошлость, но вместе с тем сам не способен бороться против них, уходит в себя, замыкается в фантастический мир отвлеченных мечтаний. Писатель осуждает мечтателей устами героя своей повести. Достоевский говорит, что сам мечтатель «за один день этой жалкой жизни отдаст все свои фантастические годы...». Но сделать он этого не может, так как не проявляет ни настойчивого желания, ни достаточной энергии.
В ранних произведениях Достоевского — «Хозяйка», «Белые ночи», «Слабое сердце» и «Неточка Незванова» — нельзя не видеть отражения одного из важнейших вопросов, волновавших людей 30 — 40-х годов прошлого столетия, а именно: противоречий мечты и действительности, идеала и реальности. В 1840-е годы мечтатель стал общественным типом, получившим довольно широкое распространение в жизни, настолько широкое, что не на шутку стало беспокоить всех передовых людей того времени, так как они увидели в нем стремление уйти от борьбы, смириться перед действительностью, что было чуждо их взглядам на переустройство мира. Поэтому Белинский уже в 1840 году писал: «Что такое мечта? Призрак, форма без содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы, колобродствующего сердца!.. наш век - враг мечты и мечтательности, но потому-то он и великий век! Мечтательность в ХIХ веке так же смешна, пошла и приторна, как сентиментальность. Действительность — вот пароль и лозунг нашего века, действительность во всем — и в верованиях, и в науке, и в искусстве, и в жизни».
Негативное отношение к мечтательности у Достоевского сложилось под влиянием Белинского. Но, осуждая своих героев за оторванность от жизни, писатель вместе с тем сочувствует им, и поэтому протест против мечтательности звучит у него приглушенно.
В произведениях, написанных в 40-е годы, Достоевский сумел поставить многие актуальные вопросы своего времени, стремился пробудить в читателе сочувствие к бедным людям, забитым и униженным, в страхе бегущим от жизни в мир фантазий или же становящимся жертвами социальной несправедливости. В его сочинениях этого периода отразились попытки решить многие проблемы, волновавшие писателя и его современников. Его произведения проникнуты беспредельной любовью к «маленькому человеку», болью за его безрадостное существование. «В произведениях Достоевского, - писал Добролюбов о творчестве писателя 40-х годов, - мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это – боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».
Творчество Достоевского в 1840-е годы проходило под сильнейшим воздействием Белинского. Критик принял живейшее участие в судьбе молодого писателя. Он ввел его в кружок передовых русских литераторов, во главе которого стоял сам, и, по словам Достоевского, «стал настойчиво обращать его в свою веру». Много лет спустя писатель вспоминал: «Я уже в 46 году был посвящен во всю правду… грядущего «обновленного мира» и во всю святость будущего коммунистического общества еще Белинским». А в другом месте утверждал: «Я страстно принял тогда все учение его». Однако вскоре наметились серьезные расхождения между взглядами Белинского и Достоевского, которые касались как вопросов общественных, так и литературных.
Ко времени знакомства с Достоевским у Белинского уже сформировалось революционно-демократическое мировоззрение, и главной задачей передовой литературы он считал борьбу с самодержавно-крепостническим строем и пропаганду социалистических идеалов. Достоевскому же казалось, что Белинский «силился дать литературе частное, недостойное ей назначение», видя в ней прежде всего средство решения насущных проблем современности. Молодой писатель был убежден, что задачи, стоящие перед литературой, гораздо шире и глубже, что она призвана постигнуть сложность и изменчивость характера человека, живущего в неустроенном и полном кричащих противоречий мире, проникнуть в сокровенные тайники его сознания и понять, что мешает ему обрести собственное достоинство. Особенно непримиримо Достоевский относился к атеизму критика, отрицавшего бессмертие души и божественное происхождение Христа. Разногласия писателя с Белинским отчетливо проявились после выхода в свет повести «Двойник», которая была воспринята критиком достаточно сдержанно. А последующие произведения молодого писателя – «Хозяйка» и «Господин Прохарчин», были встречены им с явным разочарованием. Белинский увидел в них отход от реализма.
Источник:
Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве - М.: “Русское слово”, 2006