Феномен ордера в современной архитектурной теории и практике первого десятилетия XXI-ого века

Актуальность исследования

 

Тема ордера, несмотря на серьезные перипетии конца XX-ого века, до сих пор жива в архитектурном дискурсе. Примечательны опыты интерпретации ордерной системы в работах таких постмодернистов как Р. Вентури, Ч. Мура, М. Грейвза и др.; сильно и активно развивается неоклассическое направление (Р. Крие, Л. Крие, М. Белов, М. Филиппов и др.); также цитаты ордерной системы можно найти в работах С. Чобана, Е. Герасимова, С. Киселева, а также Ханса Колхоффа, Дэвида Чипперфилда, Рафаэля Монео.

 

Однако ордерная система, помимо более или менее буквальной трансляции тектонических правил и систем пропорционирования прошлого в современную ситуацию, интересна как своего рода точка опоры в теоретических рассуждениях в рамках современной архитектурной парадигмы, а точнее в условиях ее становления.

 

На протяжении второй половины XX-ого и особенно в начале XXI-ого века теория сложных систем, их поведения, формирования и структуры также активно влияют на основные положения архитектурного дискурса, как и общая экологическая и экономическая нестабильность, социальные потрясения, информационные технологии, новые строительные материалы. Это влияние на принципы архитектурной деятельности (как в отношении теории, критики, авторских концепций, культурных установок, так и в случае реализации объектов, информационных технологий, строительных технологий) следует рассматривать совокупно, целостно. В этом аспекте история архитектуры становится бесценным опытом для разработки современных стратегий развития архитектуры.

 

Чем же может быть обоснованным внимание к ордерной системе в рамках современной архитектурной парадигмы?

С одной стороны, ордерная система, несмотря на прямую ассоциацию с каноном, оказывалась на протяжении многих веков “устойчивой” парадигмой архитектуры как таковой, претерпевала изменения, революции, смерть и воскрешение, и поэтому не учитывать влияние этого явления на современную архитектуру нельзя. Кроме того, современное видение исторических процессов, в том числе и в области архитектуры, предполагает восприятие и понимание хода истории как неразрывного и нелинейного процесса (Д. Фесенко, Ч. Дженкс, А. Майер(ETH Zurich))

С другой стороны, в настоящий момент мировые процессы различного характера и уровня ставят перед архитектором XXI-ого века задачи, которые только с помощью (пусть и проверенного временем) ордерного языка разрешить не удастся. Архитектурный процесс находится в состоянии поиска своих контуров (Д. Фесенко); также сама методология архитектурного образования, если рассматривать западные институты, постоянно изменяется, не замыкаясь рамками одного направления (это надо доказать, показать).

Что касается российской архитектурной школы, то здесь можно отметить период медленной реакции на новейшие течения в области архитектуры; сам факт наличия в образовательной программе изучения ордерных построений через архитектурную графику свидетельствует о стремлении сохранить эту традицию, несмотря на переход на Болонскую систему (тут надо уточнить, получше написать). В итоге, московская архитектурная школа демонстрирует свою принадлежность к традициям как пропедевтики ВХУТЕМАСа (Ладовский, Кринский и др.), так и неоклассической школы (Жолтовский и др.). Поэтому внимательный анализ текущей ситуации и исторического наследия школы крайне необходим.

В чем же заключается острота феномена ордерной системы в контексте современности? Здесь для дальнейших рассуждений необходимо задать некие рамки. Предлагается сфокусировать внимание на активно развивающемся течении “передовой” архитектуры, которое базируется на принципах и закономерностях природы, целостном видении “поведения” здания в среде, а также использует информационные технологии для непосредственного изучения и проектирования сложных систем (исследователи). Надо отметить, что в настоящий момент это течение неоднородно и не может быть рассмотрено как “большой стиль”. Также продолжают развиваться традиции классической архитектуры, модернизма, постмодернизма (имена архитекторов).

Проблема исследования

В этой ситуации представляется актуальным сопоставление двух явлений в рамках возможных подходов в проектировании: сформировавшегося, артикулированного феномена ордера и активно развивающегося течения “передовой”, дигитальной архитектуры (конференция НИИТАГ “Проблемы дигитальной архитектуры). При этом неоклассические, традиционалистские направления в архитектуре сознательно исключены из рассмотрения.

Данное диссертационное исследование направлено на изучение проблемы актуальности и практической применимости массива исторического знания (в частности, ордерной системы) в условиях быстро развивающегося архитектурного дискурса; фокус исследования находится в области архитектурного процесса (Д. Фесенко) - совокупности авангардных образовательных методологий, авторских концепций, публикаций в современных архитектурных изданиях, современных представлений об историческом наследии в рамках архитектурной теории и практики.

Также в исследовании рассматривается проблема становления современной архитектурной парадигмы и ее взаимодействия с феноменом ордера.

Основной проблемой исследования становится ордер в контексте теоретических и практических работ современного течения дигитальной архитектуры в аспекте конструктивного базиса развития - как в случае отрицания традиции (отталкивание-трамплин), так и в случае использования традиционных принципов построения архитектурной формы(опора-развитие).

Научный контекст исследования и степень изученности вопроса

Научный контекст исследования составляют несколько категорий:

Рабочая гипотеза

Объект исследования

Предмет исследования

Границы исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Методы исследования

Научная новизна

На защиту выносятся

Эспериментальные исследования


[1]К. Фрэмптон, Дж. Саммерсон, … В. Маркузон, ...