Отчет по ПВД
"Поход к истокам Москвы-реки"
16-17 октября 2010
Вокзал 8:10. Встреча, элька, треп, никто не завтракал и все не выспались
KSN Оля аж с четырех утра на вокзале, знакомство с девчонками - Ольгой и Ангелиной - Линой. Легкое обалдение и удовольствие от столь небольшой, но приятной компании. Едем в эльке, знакомимся. Ольга рассказывает про некоего Илью (много). По ходу рассказов выясняется, что никто толком не поспал и не позавтракал. Раскидали часть груза с заплечников в штаны. Пытались поспать, не получилось. Схомячили бутерброды.
В Можайске в соседний вагон подсел Ярослав.
Дровнино, высадка, перегон до первого ПМ.
KSN Бодро выехали по маршруту. Первый ПМ - исток Москвы-реки. Через пять минут езды у меня рвётся цепь. Дальше непереводимая игра слов, учитывая что цепь прошла не больше полутора тысяч км. Хорошо, что с собой есть запасные звенья и выжимка. Вместе с Ярославом чиним цепь, девчонки тем временем отрываются чуть вперед фотать озеро и красивые виды. Ремонт закончен, трогаемся и почти сразу выскакиваем на Минку. Наблюдаю плотный трафик машин. Сразу при выезде на трассу кого-то из впереди едущих обругали сигналом. Прижимаюсь плотнее к обочине.
Первый ПМ - Исток Москвы-реки
Проскакиваем пару километров на запад против ветра, я про себя радуюсь предусмотрительности А.Э. и Лины. Вот слева от трассы болото, из которого вытекает Москва-река. Справа едва заметный ручеек и крохотная часовенка с памятным знаком поставленная группой лиц во главе с московским водопроводом :) Это официальный исток реки. Фотографируемся в часовенке и стартуем обратно на восток, в сторону следующего ПМ – магазина в Можайске, где планируем закупаться продуктами для ночёвки.
Перегон до Бородино
KSN Группа сразу делится на две части – нужно сопровождать отстающую Ольгу. Первые 20 км проходятся сложно. По ходу дела в несколько итераций пытаемся настроить Олин вел.
KSN Все голодные, но единственный магазин, встретившийся нам, мы в запале проскакиваем. Через какое-то время Оля устает окончательно и говорит что раненных лошадей пристреливают - отпустите меня домой. Мы всячески пляшем вокруг с песнями-плясками-уговорами не отпускаем. Уф! Затем Оле надоедают танцы-пляски и она решает ехать вперёд, а мы тем временем смотрим достопримечательности едем до родника недалеко от монастыря, набираем воды и возвращаемся на основной трек догонять Олю. Крутим довольно шустро, рассчитывая увидеть её минут через пять-десять на обочине, однако нифига! Догоняем через полчаса. Все счастливы – мы потому что нашли, а Оля буквально светится – она напилась досыта козьего молока. (мне интересно, что росло на том поле, где пасётся коза, давшая чудесное молочко; но помалкиваю) Вообще, она – Оля – молодец. Быстро собралась и ехала дальше хорошо.
Это как раз та самая достопримечательность - родник и часовенка, которую мы смотрели пока Оля ехала на встречу с молоком :)
Перегон до Можайска, перекус
KSN Ангелина ставит Ольгу в голову группы. Около очередного магазина, останавливаемся и перекусываем. Ольга, оказывается, тоже сторонник сыроеденья :)
Можайск
KSN Прикольный мостик на въезде в город. Проезжаем его (и подъем сразу за ним) по тротуару распугивая пешеходов. Небольшое приключеньице с бродячими собаками, в результате которого у меня отламывается крепление насоса с вела. Теперь насос живет в рюкзаке.
ПМ - магаз, закупка продуктов
KSN Закупаемся едой для троих на ужин и завтрак. Неожиданно узнаю, что Оля дальше не едет. Ни в какую. Жаль. Прощаемся, она уезжает на станцию. При расставании спрашивает - нужны ли кому-нить её спальник и пенка? Все отказываются, о чем скоро жалеем. Остаемся втроём – Лина, Ярослав и я. Причем Яр на ночёвку не остается, он планирует ехать с нами вместе только до места ночёвки, потом ему нужно отрываться вперед и ехать до ж/д станции – у него дела в Москве на следующий день. Пытаюсь его окучивать на тему – оставайся с нами, ведь ночевать в лесу так прикольно (садистки улыбаясь при этом). Яр не ведётся – у меня нет теплого пальто его спальник остался дома. Лина тоже участвует в уговорах, но вяло. Чуть позже становится ясно, почему.
Перегон до ночёвки у Красного Стана
KSN Очередная цель - излучина Москвы-реки около санатория Красный стан. Слегка блудим на окраине Можайска, опрашиваем местное население. (Вась, глянь – командир идёт с картой. Дорогу спрашивать будет, не иначе.) Оно вместе с GPS выводит группу на верный путь. Выезжаем из Можайска, вокруг поля и красивые пейзажи. Опять слегка блудим, заезжаем на поле засеянное рожью. Чувствую себя варваром, топчущим посевы. Возвращаемся на асфальт и выворачиваем на дорогу до санатория. Доезжаем до него довольно быстро. Он совершенно безлюден, но брошенным не выглядит. С ходу проскакиваем въезд на территорию и доезжаем до большого жилого корпуса, опять-таки пустого. Тут нас сзади окликает сторож – кто такие и что здесь делаете? – мы его успокаиваем и узнаем дорогу до излучины.
Время уже часов 6, до темноты остается немного - нужно ускоряться. Быстро проскакиваем санаторий, лес и через 15 минут уже на месте ночёвки. Темнеет, Ярослав понимает, что до темноты он из леса не выберется и, договорившись с родичами насчет своих дел на завтра, остается с нами ночевать, ура!
Организация ночёвки. Тупление (медленное газование). Ночёвка.
KSN Неожиданно, впервые в жизни практически, нужно быстро а) развести костер - найти дрова, б) ставить палатку и в) готовить ужин. ( До сих пор как-то так получалось, что я при этом при всём этом деле присутствовал и по мере сил помогал. Но не напрягался. В этот раз пришлось :)
Я в итоге выбрал себе костер, а ребята ставили палатку. Засветло сделать нам ничего не удалось, слишком мало опыта. Всё доделывали уже при свете фонарей.
KSN С костром не получалось. Попытался подъехать к товарищам с идеей поменяться – типа вы костер, а мне палатка. Не вышло, товарищи хором ответили: “так нечестно. Мы палатку уже почти поставили, а твой костер совсем погас. Давай мы палатку тоже обратно разберем?” Гладя на бесформенное тело палатки, непонятно как висевшее у них на руках, я подумал, что … ладно, фиг с вами, нужно таки разводить костер и пошустрее. Вспомнил, как папаня в детстве учил – если не горит сразу, то хотя бы подсушивай дрова. Подсохнут – разгорится. Приготовил нормальную растопку, кучка щепочек на подхвате и щепа покрупнее шалашиком. Разгорелось.
Лина тем времен убедила Ярослава ставить палатку в лесу – “палатку не должно быть видно“(С) - и они её там поставили. Слегка своеобразно, но об этом потом. Готовим ужин, тушенка+макароны. Лина утверждает, что «мужикам нужно много еды, они съедают две порции и им все мало». Накладывает лапшу на тарелки – ну да, действительно мало. Провидица, не иначе. Опустошили тарелки, лица довольные, отмываем котелок и готовим чай. Мне интересно, что с палаткой получилось; иду смотреть.
Чорт! Все-таки мне нужно было её ставить! Боковые оттяжки купола отсутствуют как класс, зато все штормовые растяжки натянуты. Чтоб враг не прокрался, не иначе... Ладно, снимаю колышки с растяжек, закрепляю ими саму палатку. Она становится в полтора раз больше. Лезу внутрь, чтоб посмотреть и вытряхнуть песок, оставшийся с прошлого похода. Под тканью пола нащупываю огромаднейшие корни папоротника, на которых нам будет очень-очень неуютно спать. Ныряю под палатку и сначала каблуками, а потом ножом, выковыриваю луковицы корней.
Ночёвка собственно. На троих полтора спальника и тент.
KSN Как выяснилсь, на троих у нас полтора спальника. Спальник Лины летний, до + 10 кажется. Мой тоже не для нынешней погоды, но я прихватил с собой флисовый плед. У Яра мешка нет. Но это и ожидалось - он честно предупреждал. Жаль, что не приняли предложение Ольги, когда она уезжала и не взяли её спальник.
Лина приняла волевое решение и, даже не дожидаясь чая, забралась в палатку раньше всех. ( Чтоб занять коронное место в центре :) ) «Я спать, никуда больше не пойду». Ок, дело хозяйское.
Тем временем Яр уже заварил чай. Жертвуем одну кружку Лине в палатку и фундаментально гоняем чаи вдвоем. Для полной гармонии не хватает только кресла-качалки, звёзд в ясном небе и курительной трубки. Но пока их нет, обходимся сладкими ништяками.
Вдруг голос из темноты «ребята-А-А-А-А-А!!!!, мне страшно» - неспящей красавице нужно общество. Всегда пожалуйста :), заваливаем костер большими чурками и топаем спать. Яр вместо спальника обматывается тентом и пледом.
В палатке неожиданно начинается «вторая часть марлезонского балета» - на всех нападает хи-хи, сон ушел. Яр пишет мессагу в форум, дружно трепемся. Минут через 10-15 отключаемся.
Посреди ночи, наслушавшись рассказов - нужно смотреть и слушать ночью, как бы кто не пришел и не спер нас вместе с велами - несколько раз просыпаюсь. Потом думаю - да хрен бы с ними, спи давай пока не замерз. «Замерз» приходит быстро. К Яру раньше всех, тот выходит наружу и начинает греться топором. Чувствую, как Лина, спавшая в центре и лишившаяся одной из “грелок”, вибрирует; прикрываю её полой своего спальника. Потом тоже околеваю и, понимая что не засну, выползаю наружу, предварительно засыпав Лину всеми теплыми вещами, что у нас были.
Утро. Подъем. Завтрак.
KSN Тишина и иней вокруг. Прозрачный сосновый лес словно облитый чем-то серебристым и играющим на свету. Крапива, под инеем похожая на мяту.
Ярослав тем временем наколол сухих дров и мучает костер. Он, прогоревший за ночь до золы, не поддается. Присоединяюсь к Яру, с третьей попытки разводим огонь и ставим греться чай и макароны. Лина, отогревшись наконец, на холод выходить отказывается - выманиваем её горячим чаем.
Завтракаем, сворачиваем лагерь, фоткаемся на память и трогаемся. Время примерно 9 утра. Яру в 14.00 нужно быть уже дома.
Тропа пропадает. Ориентирование. Бурелом. Велопоносинг.
Дорожка, по которой мы планировали ехать, быстро превращается сначала просто в тропу, потом в тропу звериную, после чего исчезает. Начинается блудёжка с велопоносингом. GPS сдох, идем по компасу Ярослава и по очень примерно нарисованной карте Лины. Она ломит вперед как лось ничего и никого не слыша. Яр в середине. А я топаю в хвосте колонны и матерясь про себя перекидываю груженый вел через упавшие деревья. Непрерывно перекликаемся, чтоб не растерять друг друга. Недавно по лесу прошло что-то типа смерча. В эпицентре вообще нет ни одного целого дерева - все лежат, пройти с велом абсолютно нереально. Понимаю, что такое «засека» и какая это попа для всех не-пешеходов. На периферии “зоны поражения” просто много упавших деревьев. Обходим их, пытаемся найти тропу. Думаю, если б GPS не отдал богу душу, то трек бы наш напоминал траекторию таракана на горячей сковородке. Через пару часов брождений впереди крик «дорога! нашла!» - счастье в чистом виде. Видим дорожку пробитую кентаврами квадроциклистами. Колоссальный труд. Десятки пропиленных и оттащенных на обочину стволов деревьев. Тропа доходит до того самого эпицентра – вдоль тропы на высоту метра стена из распиленных стволов. Мы на радостях фотографируемся - выход близко! Проходим еще 10 метров и обнаруживаем место, где у пильщиков кончился бензин в бензопилах (или жены позвали на ужин) – пробитая тропа кончается и упирается в завал. Билат. Поворачиваем назад.
Самое начало блужданий.
Пришли к эпицентру, и думаем куда идти дальше
Скоро кончится тропа.
Поломка, выбираемся в Товарково.
KSN Я на радостях, что можно ехать, а не тащить вел на себе, и от злости - дороги-то опять нет – кручу не глядя вперед и сначала получаю по голове какой веткой, висящей над тропой, потом наматываю между колесом и ведомой звездочкой другую ветку, которая выламывает мне переключающий механизм на втулке. Вел встает – педали крутятся вхолостую. Сдергиваю колесо, пытаюсь разобраться в чём дело. Скоро становится ясно, что пипец - поломка серьезная, без инструментов и запчастей не лечится. “... - мать-мать-мать”- ответило эхо.” (с)
Решаем идти дальше до Товарково пешком и оттуда как-то выбираться до станции.
Дальше по маршруту. Эвакуация пострадавшего.
В Товарково несколько попыток найти машину и организовать подбор через знакомых. Неудачно. Один товарищ согласился, и даже сам вызвался, но в его корейца (и вроде бы большого корейца!) велосипед не помещался.
KSN Мне судьба топать пехом. До станции идти часа 3-4. А Яр и Лина едут дальше по маршруту. Расстаемся. Осваиваю езду в режиме самоката, прикидываю скорость и время. Вдруг навстречу сияющая Лина-Ангелина – она нашла машину! Вах, спасибо!
KSN Хозяин машины, жаль что я не догадался спросить как его зовут, через 10 минут подогнал свой Пассат-универсал, закинули мы в него несчастный вел. Я давай сразу забрасывать удочки на тему - до станции подкинуть? Дядька в ответ «хозяин дай водички, а то так голодно, что даже и переночевать негде». Посоветовался с женой, потом мы все вместе посмеялись и ... тронулись до станции. По дороге водитель рассказал, что в молодости тоже много ездил на велосипеде - на гоночном шоссейнике. И что 84 км до дачи были были для него полуторачасовой разминкой. Я про себя подумал, что у него получается 50 км/час средняя! Немедленно озвучил эту мысль, в ответ - “ну это ж гоночный”!. Удивился. Интересно - какая средняя путевая у нынешних шоссейников?
Трепемся на разные темы. От него как раз узнал о смерче, повалившем деревья. До этого я думал, что мы крутились вокруг какого-то болота. Глядя на мое затянутое в утеплитель колено спросил, в чём дело и посоветовал навестить первый физдиспансер на Курской. Рассказал, что раньше, например, чтоб велик полегче был, даже колодки тормозные на v-break-ах обрезали. И что резьбу лишнюю заподлицо с гайками спиливали ножовкой. Я дивился и рассказывал в ответ о себе и остальных. Попутно водитель отслеживал все гаишные и милицейские машины – «встречаться сейчас ему с ними нежелательно». Однако к станции он меня довез «до подъезда» и деньги взять отказался. Жаль, что не было с собой коньяка хорошего – подарить.
Вот и всё. Дальше пусть отписываются другие участники :)
Выводы и заметки на будущее:
- перед поездкой выспаться
- запасные батареи для рации
- запасную батарею для GPS
- бродячих собак игнорировать - целее будем
- велик настраивать до поездки.
- брать с собой теплые вещи - чем большем тем лучше. Не себе, так кому-нить пригодится.
- самого медленного в группе - вперед
- везти с собой растопку
- топор - это хорошо
Эмоции
- я еще хочу :) желательно в той же компании